Среди работников автомобильного транспорта особое место занимают водители экстренных оперативных служб. На вахте они круглосуточно, в праздники и выходные — по графику, по призванию и служебному долгу. О рабочих буднях рассказывают профессионалы.
Вой сирены, мигающие огни сигнализации, и пробегает холодок по спине от почти животной тревоги. Знакомо? Когда проносятся мимо, стараясь опередить время, машины экстренных служб, так и тянется рука перекреститься: слава богу, не ко мне. Потому что где-то там, на вызове, случилась беда…
Туда, где ждут
Работа у представителей МЧС специфическая. Не бывает, чтобы приехали заранее. Всегда по факту. Если повезло, успевают в самые первые минуты пожара: соседи заметили дым, позвонили и сообщили. Чаще попадают в разгар событий, а то и ближе к финалу.
— Сейчас я, наверное, уже холоднее, спокойнее ко всему отношусь, — задумался на секунду Валерий Чеклецов. — Раньше, по молодости, конечно, было больше эмоций. Ведь тяжело это. Сгорело все, гибнут люди. Или на аварии: железо покореженное, заведешь инструмент для разрезания, а там человек…
Многое повидал за долгие годы, но привыкнуть к такому трудно до сих пор.
Пожарные машины не только доставляют на место подготовленных огнеборцев (за 2021 год в Болотнинском районе произошло 195 пожаров, не считая ложных вызовов). Выезжают и на ДТП, чтобы оказать помощь. За девять месяцев с начала года такое случалось 16 раз с применением гидравлического аварийно-спасательного инструмента для разблокировки пострадавших.
Счет идет на минуты
В пожарно-спасательной части №52 Валерий Михайлович работает 27-й год. Когда устраивался, прошел две комиссии — водительскую и на пожарного (пожарным отработал четыре месяца), ждал, пока вакансия освободится. А вот опыта управляться с большегрузами на тот момент уже было хоть отбавляй. Прежде трудился в «Сельхозтехнике», возил на КамАЗе зерно, кукурузу, бетон, стройматериалы. Общий вес порой доходил до 20, а то и до 22 тонн. Как махину не опрокинуть, научился на совесть.
Другое дело — пожарная техника. Здесь, помимо той же аккуратности вождения и маневренности, важна бесперебойная готовность к выезду. Малейшие простои чреваты последствиями: не прибыли на место вовремя, опоздали, и вот уже чьи-то жизни спасти не удалось. Комплектация машин всегда полная. Даже во время текущего ремонта оборудование не снимают, и на СТО машины встают с полным запасом воды на борту: а вдруг вызов! Приехать надо как можно скорее, на счету каждая минута.
— У нас все машины полноприводные, вездеходные. На кнопку нажал, воздух из резины спустил, и колеса по снегу, по песку проедут, — говорит Валерий Михайлович, — техническое состояние всегда в норме.
Только вот человеческий фактор на дорогах, увы, иногда просто удивляет, сетует профессионал. Странно, почему-то не срабатывает у людей такой, казалось бы, естественный рефлекс: мгновенно освободить проезд, не задерживать экстренную помощь тому, кто в ней сейчас так нуждается. Вот к этому действительно привыкнуть невозможно, тем более — понять.
И все-таки работа продолжается, несмотря ни на какие трудности и странности. Всего от ПСЧ-52 по району курсируют три машины. Одна закреплена за Болотным, другая — для сёл, третья — резервная (объем воды для тушения огня 5, 7 и 3 тонны соответственно). Четыре караула, на каждый по два водителя плюс двое подменных на случай отпусков.
Эти люди — связующее звено между зовом о помощи и теми, кто готов ее оказать профессионально. Одна рабочая смена у водителей длится сутки. Двадцать четыре часа полной готовности.
Помощь скорая, неотложная
Кто хотя бы раз в жизни не звонил по «03», волнуясь и паникуя от происходящего! Срочно нужна помощь! Алло, алло, вы приедете? У нас тут… И дальше рассказ, чаще всего сбивчивый. И ожидание: когда же приедут?
А в это время поступает сигнал водителю. Срочно на такой-то адрес, у человека приступ, теряет сознание, температура, давление, а то и преждевременные роды. Такое сплошь и рядом бывает, прямо в дороге на свет младенец появился. Транспортируют больного с инсультом, инфарктом, переломами, травмами и ожогами, ножевыми ранениями, отравлениями, аппендицитом — список бесконечный.
Водители скорой помощи — особые люди. Порой ни пообедать толком, ни передохнуть между вызовами. Такую нагрузку выдержит не всякий, ответственность на пределе, работа на износ. Дмитрий Чугайнов — механик и водитель, в ЦРБ десять лет, из них больше половины работает на скорой.
— Наш рабочий день проходит всегда по-разному, предсказать невозможно. Количество вызовов не считаем. В общих чертах так: с утра выехал, обратно заехал только вечером. Весь день по вызовам. Поэтому так и получается, что по телефону отвечают «машины нет», и ее действительно может долго не быть, особенно если уехала в дальнюю деревню, — рассказывает Дмитрий Сергеевич. — Какой я водитель — сам себя оценивать не могу. Одно скажу: век живи, век учись. Раньше тоже водителем работал, но не в медицине. Когда на скорую перешел, конечно, в чем-то пришлось переучиваться. Спецсигналы, внимание повышенное. Мы же понимаем, что плохо человеку, больно. К сожалению, особо нет возможности на какой-то маленькой кочке останавливаться. Естественно, стараемся помягче, максимально бережно машину вести. Но порой так приходится нестись! Лишь бы успеть…
Машины и люди
Сей час в отделении скорой помощи три машины. В том числе современный реанимобиль класса «С», который появился в июле 2020 года. Реанимобили оснащены аппаратами ИВЛ, дефибрилляторами, пульсоксиметрами, запасом кислорода.
Еще одно обновление произошло на днях: два автомобиля УАЗ, предназначенных для хозработ, а также для доставки врачей, выездных бригад к местам вакцинации и диспансеризации на отдаленных территориях района. Санитарный транспорт закупается по региональной программе «Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области на 2021-2025 годы» на средства консолидированного бюджета Новосибирской области. В рамках программы медикам НСО передано более 50 машин (вместе с ними до конца года в районы области всего поступит 86 санитарных машин).
Последнее воскресенье октября — День автомобилиста, праздник всех работников автомобильного и городского пассажирского транспорта, и водители экстренных оперативных служб не исключение. Правда, в этот день многие из них будут на линии, чтобы в трудную минуту прийти на помощь к нам, прийти быстро и неотложно.
Екатерина ГОРШКОВА. Фото Ирины Таскаевой
В Новосибирской области запустился Единый диспетчерский медицинский центр, который будет заниматься координацией работы выездных бригад…
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области на недавней сессии во втором, окончательном, чтении утвердили закон, который…
Региональные власти готовы субсидировать ставку по кредитам под залог нематериальных активов для компаний креативного и…
Новосибирский дилер сельскохозяйственной техники «Техпромторг» стал участником национального проекта «Производительность труда». Компания усовершенствует услуги сервисной…
Дорожно-транспортное происшествие произошло 20 ноября в 15:30 на участке между станциями Изынский и Буготак в…
В 2024 году в Новосибирске 384 ребенка-сироты получили жилье за счет городского бюджета, что на…