Новосибирские ученые разработали отечественную платформу для управления большими объемами данных. Первые тесты проведут участники проекта «Школьники – научные волонтеры».
Этот проект Фонда «Образование» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов и реализуется при поддержке Правительства Новосибирской области. В научном волонтерстве в регионе участвуют около 1000 человек.
Новосибирская область одна из первых запустила инициативы для научных волонтеров. В 2019 году здесь стартовал проект «Охотники за микробами», который затем был распространен на другие регионы России. Инициатива «Научное волонтерство» в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Президентом РФ, открывает возможности для молодежи и взрослых участвовать в исследованиях под руководством опытных ученых. Это не только расширяет их знания, но и способствует получению научных результатов, внося вклад в научно-технологический прогресс страны. Для школьников такая деятельность позволяет погрузиться в настоящую исследовательскую атмосферу и разработать собственные научные проекты, – отметил министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев.
Учащиеся со всей страны смогут не только исследовать природу своих регионов, но и создавать датасеты (базы данных) с фото- и аудиоматериалами, описаниями, метриками и данными о местоположении объектов живой природы.
На данный момент проект «Школьники – научные волонтеры» достиг нового этапа: более 1300 школьников и педагогов из 30 регионов России зарегистрировались в специально созданной базе данных. Среди них – школы из Санкт-Петербурга, Новосибирской, Омской, Томской, Калининградской, Московской, Нижегородской, Тверской и Челябинской областей, а также Красноярского, Ставропольского и Приморского краев.
Наш разрабатываемый фреймворк предназначен для управления различными наборами данных. На его основе можно создавать приложения для различных сфер, включая строительство и городскую инфраструктуру. Первое тестовое применение — проект «Школьники – научные волонтеры, — рассказал заведующий Лабораторией аналитики потоковых данных и машинного обучения Механико-математического факультета Новосибирского государственного университета Евгений Павловский.
Участников проекта обучали основам ведения записей, определению видов животных, растений, грибов и почв, а также правильному проведению видео- и аудиозаписей. Кроме того, ребята получили новые знания в области исследований и работы с информационными технологиями — большими данными, нейросетями и компьютерным зрением.
С марта этого года группы научных волонтеров работали в полевых условиях. Теперь им предстоит создать собственные датасеты. Вся информация будет объединена в научную базу данных, на которой будут обучаться модели искусственного интеллекта. В середине сентября участники приступят к защите своих проектов, а также начнется работа по обучению искусственного интеллекта с участием школьников.
Научными партнерами проекта выступают Институт систематики и экологии животных СО РАН и Институт почвоведения и агрохимии СО РАН. Обучение научных волонтеров проводилось в формате онлайн-лекций на платформе SYNCWOIA.