В 2024 году в России торжественно отметят 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В соответствии с указом президента России, во всех регионах страны пройдут юбилейные мероприятия. В нашем районе в честь этой памятной даты стартовал проект «БАМ-50», организованный советом ветеранов.

Крупнейшая стройка XX века стала символом той эпохи. Для кого-то — это юность и лучшие годы жизни, а для более молодого поколения — пример героического труда их родителей, бабушек и дедушек, о котором они частенько рассказывают, рассматривая семейные альбомы. Но не все могут из первых уст узнать об истории строительства БАМа и услышать рассказ о «Стройке века» от непосредственных участников тех событий. Именно поэтому в районе был организован проект «БАМ-50», который поможет узнать не только о стройке, но и о людях, которые в перерывах между трудовыми подвигами и покорением сибирской тайги жили там обычной жизнью, создавали семьи, радовались рождению детей. Одни из таких строителей — болотнинцы Петр Пешков и его супруга Елена. На встрече с учениками школы № 4 они рассказали ребятам о том, как все начиналось в холодной дикой тайге на северных берегах Байкала.

Я сам родом из Болотнинского района. Жил на станции Чебула. В 1974-м окончив 8 классов, поступил в техникум. Потом армия, ну а после выбор у меня был небольшой: либо остаться в городе работать, либо поехать на БАМ. Я, конечно же, выбрал второй вариант, так как у меня там были друзья. Приехал я туда 30 декабря 1981 года. Сначала работал по специальности «Токарь», но потом пошел по стопам отца, окончил заочно ИрИИТ по специальности «Инженер-энергетик», — поделился бамовец.

За время строительства БАМа Петр Николаевич прошел путь от токаря до главного энергетика организации. Он обслуживал котельные и компрессорные установки, принимал непосредственное участие в строительстве самого сложного, опасного и длинного тоннеля в мире. Основной организации при его строительстве был ОАО Бамтоннельстрой.

Работы по сооружению Северомуйского тоннеля велись в крайне сложных геологических и гидрологических условиях. По трассе тоннеля было выявлено четыре тектонических разлома шириной от 5 до 900 метров. На одном из них я работал. Для снятия статического давления мы производили бурение скважин и откачку воды, приток которой доходил до нескольких сотен кубометров в час при гидростатическом давлении до 34 атмосфер. К тому же часто поступала вода повышенной температуры. Вот с такими сложностями строительство Северомуйского тоннеля продолжалось с перерывами 26 лет. 30 марта 2001 года произошла сбойка Северомуйского тоннеля на 300-метровой глубине. Для движения поездов он был открыт 5 декабря 2003 года. Сейчас идет строительство БАМа 2.0. Это необходимо для увеличения грузопотока с 16 до 100 миллионов тонн в год, — отметил Петр Пешков.

После Северомуйского тоннеля Петр Николаевич принимал участие в строительстве Коршуновского и Лагар-Аульского тоннелей. В 2009 году был приглашен в Сочи строить тоннели для олимпийских объектов, а в 2012 году — в Москву. Строил станции метро Жулебино, Котельники и Некрасовка. На всех объектах с Петром Николаевичем работала его жена Елена Александровна, с которой они познакомились еще в 1983 году на БАМе, где и поженились.

Я приехала на БАМ в 1980 году по комсомольской путевке, так как у нас в городе Червонопартизанск Луганской области были все шахтеры, многие уехали на строительство Северомуйского тоннеля. Я работала снабженцем, потом на котельной установке, которая обеспечивала теплом поселки и сами стволы тоннеля. Большая комсомольская работа велась у нас там, мы с Петром Николаевичем как раз познакомились в комсомольской организации. В 1983 году поженились. На БАМе у нас родились две дочки — Марина и Татьяна, которые окончили в поселке Северомуйск школу и уехали в Новосибирск, — добавила Елена Пешкова.

За многолетний труд супруги имеют многочисленные грамоты, в том числе от президента Бурятии Л.В. Потапова. А также нагрудные знаки от ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец ХI пятилетки».

#Людитруда

Протяженность Байкало-Амурской магистрали составляет более 4300 километров. В ее строительстве участвовали более 2 миллионов человек. На трассе пробито восемь тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Сейчас объемы перевозок по БАМу составляют порядка 8 миллионов тонн грузов в год. Байкало-Амурская магистраль — одна из самых главных железнодорожных линий России, она так или иначе связана с каждым жителем нашей страны. Кто-то путешествовал по БАМу, кто-то строил его, и совершенно точно каждый из нас пользуется товарами, которые доставили по этой магистрали. Отрадно осознавать, что в строительстве такого грандиозного проекта участвовали наши земляки — супруги Пешковы, которые на сегодняшний день единственные в районе ветераны БАМа.

Темы: