Воспитание Люди и судьбы

Педагог, режиссёр, женщина…

Кратко

Как найти общий язык с детьми, всюду успеть и реализоваться в профессии? Рецепт от Оксаны Кравец

Оксана Кравец — учитель языков и режиссёр спектаклей

8 марта принято делать акцент на достоинствах «слабого пола». Но на самом деле его представительницы каждый день делятся с окружающими жизненной силой, энергией и знаниями. Как это происходит, рассказала Оксана Кравец — классный руководитель 9«в» школы №2, учитель немецкого и английского.

Начало пути

— Учителей в нашем роду нет, — рассказывает Оксана Владимировна. — Когда я пошла в школу, сразу полюбила свою первую учительницу Елизавету Васильевну Меринову (райцентр Чистоозерное). Строгая, знающая, принципиальная, справедливая. Повлияли также и другие, помню всех по имени-отчеству. Я во многих школах училась, папа военный, мы переезжали. Пятый класс, Барабинск. Там определилась с выбором: начался урок немецкого, Маргарита Николаевна Петрищева меня очаровала, я просто влюбилась в этот предмет.

С той поры будущая учительница вовсю «тренировалась» на младшей сестре и даже на собаке — немецкой овчарке, которую дрессировала и разучивала команды на немецком; запоем читала книжки, увлеклась переводами.

Когда в 1984 году семья  переехала в Болотное, сестёр определили в школу №2. Директорствовал тогда Николай Васильевич Кашарин, младшую отдали под крыло Валентины Андреевны Панченко, Оксану — классному руководителю Галине Михайловне Шушуновой, учителю русского языка и литературы.

— Они все удивительные! Все хорошие, — вспоминает Оксана Кравец. — Иван Алексеевич Винокуров, фронтовик, помогал мне готовиться в Педагогический институт. Ответственно к делу подходил, тщательно. Я даже лишние баллы получила на вступительных экзаменах.

Расцвет

Год после Педагогического университета выпускница работала в Военном командном училище, которое её муж Сергей Кравец, к слову, окончил с красным дипломом. Затем решили вернуться к родителям в Болотное, и с 1995 у Оксаны началась профессиональная деятельность в родной 2-й школе. Когда проходила здесь практику, поняла: всё, больше никуда. И только ребятишек учить!

Нагрузку учителю английского и немецкого языков дали 36 часов в неделю, с 5 по 11 классы. Как себя вести? Примерила маску «строгой училки» — не сработало.

— Учитель должен быть хорошим психологом, а иначе как? Всякие бывают случаи. Я поняла: с маленькими нужно как мать, шапочку помочь завязать; со старшими — как друг, на равных. Я с ними научилась меняться, расти вместе.

С тех пор Оксана Владимировна получила от воспитанников негласный титул «любимая учительница».

Учитель и ученики

— Оксана Владимировна добрая. Нравится, как объясняет, не кричит. У нее на уроках комфортно. Если трудно, подробно рассказывает, чтобы мы поняли, — говорит семиклассник Захар Коледов.

— К нам немецкий присоединили год назад, в 6 классе, в нём намного больше шипящих, чем в английском, — делится эмоциями Настя Колюдова. — Трудности были с чтением и правописанием, но Оксана Владимировна легко и внятно объясняет, и постепенно решаются проблемы. Класс её любит, потому что она понимающая, не оставляет без внимания каждого из нас.

Софья Тютикова с одноклассниками солидарна:

— Моя мама училась у Оксаны Владимировны. Когда узнала, что она будет нас учить, сказала «вы с ней не пропадёте»!

— Бывает, запутаемся и не можем понять, а она нам объяснит и всё сразу по полочкам разложит, — довольна учительницей шестиклассница Милена Чернова.

Александр Бондаренко, 8 класс:

— Я изучал английский со 2 по 8-й, поэтому были трудности с произношением при чтении, — откровенничает Александр Бондаренко. — Но когда учитель помогает, не страшно, можно спросить всё непонятное и в результате задания нормально сделать. Оценки у меня всякие бывают, но стараюсь у Оксаны Владимировны стабильно на четвёрки учиться.

Оксана Кравец с учениками на уроке: размышляем вместе

Успеваемость, как и склонность к языку, у ребят, конечно, разная.

— Всегда говорю на родительских собраниях, что самое главное — детям вырасти хорошими людьми. Если на уроках поднимают какую-то тему, начинаем обсуждать, уходим в сторону. Это иногда важнее, чем грамматика, её мы всегда догоним. А дружим от души, дети чувствуют фальшь. В новогоднюю ночь поздравляли друг друга, я им сообщение на немецком — они переводят. Пятерки получили, — улыбается Оксана Владимировна. — Я над ними не стою с указкой. Звонок на перемену,  а мы всё сидим, общаемся. Бывшие ученики тоже приезжают, чтобы поговорить.

За рамками уроков

Открытость и творческое начало вылились в «театральное русло». Помог студенческий опыт — поездки, выступления. В школе педагог-энтузиаст начала вести кружок, он перерос в целую студию.

На тот момент Оксана Кравец часто училась в Новосибирске, повышала квалификацию. Вспоминает:

— Меня заметили. Пригласили на международные курсы от «Гёте-института». Два года по средам, каждые 2 месяца — сложнейшие тесты, их проверяли в Новосибирске, в Москве, затем в Мюнхене. Тяжело, порой до слёз. Сейчас думаю: как я это смогла выдержать?

Сертификат получен, в качестве поощрения — двухнедельные курсы в Германии.

— По возращении прислали очень хорошие учебники мюнхенского издательства, паззлы, набор игрушек для кукольного театра — предложили его развивать, — живописует события Оксана Кравец. — Тут же мы придумали спектакль. Переработали сценарий первоисточника, я его отредактировала полностью, расписала роли. Выступили в на региональном конкурсе, успешно прошли отборочный тур.

Затем взяли экологическую тему (помогла учитель ОБЖ Марина Голубничая, сплела игрушки из пакетов). Придумали оригинальный сценарий, свой текст на немецком, всю режиссуру.

Выступали ежегодно, выходили в финал, расширились от кукольного до драмтеатра. Даже на сцене ТЮЗа блеснули среди прошедших в отборочный тур регионального фестиваля.

— Ложусь спать, а оно само в голове придумывается. Я как руководитель — и сценарист, и режиссёр, и костюмер — должна всё придумать. Сочинить правильно, без ошибок написать… Жаль, театр пока приостановлен, последний год из-за ковида. Хотелось бы продолжить. Конечно, актёры выпускаются, уходят. Но ничего, будем других находить и учить!

Стиль жизни

Делиться энергией Оксана Кравец считает естественным. Как, впрочем, и быть благодарной:

— Когда пришла работать, сразу встретила поддержку старших коллег, администрации школы. В частности, нынешний директор Татьяна Игоревна Павлович, видимо, сразу разглядела потенциал. Во всём поддерживала и помогала. Помню, в 1997 году посетила мой открытый урок и говорит: пойдешь на «Учителя года».

Тогда районного этапа не было, сразу — областной в Новосибирске; финалисткой Оксана Кравец тогда не стала, но получила приз зрительских симпатий, вернулась с почётом и I категорией (по тем временам её давали только учителям с 20-20-летним стажем). Через год — I место на районном конкурсе.

Сегодня у Оксаны Владимировны более 25 лет педагогического стажа, опыт и признание. За многочисленными грамотами и дипломами — не только природные способности, но и труд.

— Хочется везде успеть и сделать всё на пять. По крайней мере, не меньше чем на «4». И в профессии, и дома, — решительно настроена учитель, женщина, режиссёр школьного театра и собственной жизни. — Я и дочерей так  приучила, и ученикам всегда говорю: нельзя опускать руки, как бы трудно ни было, если что-то начато, нужно доводить до конца.

Благодаря этому принципу находится время писать стихи, делать переводы, заниматься домом (любимое — кулинария и цветоводство). А ещё — много читать. Особенно энциклопедии, ведь за вчерашним днём приходит новый, где учителя встретит любопытствующий взгляд детских глаз с очередными вопросами и темами «поговорить».