Общество

Прочность деталей и людей

Кратко

О работе газоэлектросварщика в ремонтном вагонном депо рассказывает Владимир СОЛОНКО

Владимир Солонко на рабочем месте (фото автора)

Тысячи людей, чей труд не всегда заметен постороннему, обеспечивают нашу с вами безопасность на железной дороге. О работе на своем участке рассказывает опытный газоэлектросварщик Владимир СОЛОНКО.

Сразу после школы

В июне 1979 года пришел Владимир Николаевич 16-летним юношей сюда, в Болотнинское вагонно-ремонтное депо. Школу окончил — и на самостоятельные заработки. Предприятие рекомендовали друзья и знакомые, уже работая здесь.

Начинал подсобным рабочим в контейнерном цехе (в середине 90-х его закрыли). Старшие товарищи, все и каждый понемногу, обучали молодого сотрудника. К сварке допускали только с 18 лет, поэтому сначала — учеником. Без отрыва от производства обучался на месте, на предприятии и экзамены сдал. Сегодня работает на участке по ремонту автосцепок. Работа очень вдумчивая, люди не меняются годами: слишком ответственно, тонко и непросто. Как, впрочем, и практически на любых других звеньях производства.

До сих пор Владимир Николаевич благодарен многим ветеранам. Тем, кто помог освоиться на профессиональном поприще.

— Когда начинал, у нас работал Сергей Петрович Долгушин. Тоже сварщик. Я малолетка неопытный, а он надо мной шефство взял, присматривал, — с теплотой вспоминает Владимир Николаевич своего наставника.

Любимое дело

Желторотый стажер и опытный мастер… Пройден долгий путь между «вчера» и «сегодня». Десятки лет отданы профессии. Время подтвердило: выбор не был случайным.

— Прежде всего, конечно, любить надо эту профессию. Чтобы она нравилась, — убежден Владимир Солонко. — А без этого не будешь ни сварщиком, ни генералом — никем. Мне нравится расплавление металла, вот это все наблюдать. Шлак, вид через сварочный щиток. Сам процесс. Горячий металл. Когда все это перетекает, где-то накладывается. Потом отбиваешь. Красота шва…

Наверное, только профессионалам своего дела понятна эта завороженность волшебством, таинством получения результата. А между тем речь-то идет вовсе не о художественной ковке ради душевного удовольствия. Владимир Николаевич занимается сваркой деталей узлов для вагонов, конкретно в данное время — для автосцепных устройств. Без преувеличения, на кону — спокойствие всех участников движения на железной дороге. — Если нарушить техпроцесс, пусть даже что-то одно, — всё. Деталь бракуется. Например, силу тока увеличить или уменьшить, провара не будет, соединение не будет соответствовать требованиям. Оно просто не сварится. И потом при эксплуатации где-то раз, и всё. Безопасность движения связана с жизнью людей. Так что у нас строго.

Коллектив

В смену выходят четверо: бригадир, сварщик, слесарь и дефекционист. Смена — двое суток, затем столько же отдых. График не из легких, но за долгие годы стал привычным.

Работа отточена, друг друга понимают с полуслова. В начале 2000-х проводились соревнования профмастерства среди ремонтных депо ЗападноСибирской железной дороги (тогда еще предприятие действовало в составе РЖД). Несколько раз болотнинцев признавали лучшими по номинации «Лучшая смена», в том числе — при участии Владимира Солонко, в 2005 году он был признан лучшим сварщиком. Есть в личной копилке поощрения и от управления, и от руководства.

Богатый опыт накоплен у мастера. Всегда охотно делился им как со студентами-практикантами, так и с молодыми коллегами — новичками. Знание всех тонкостей дела — ценный багаж, который несут старожилы предприятия, всех его семи участков. Высокая подготовленность исходит не только от длительности стажа, но и от регулярного обучения специалистов.

Увы, на сегодняшний день все меньше у молодежи интереса к производству, к тяжелым, но таким необходимым профессиям. Дефицит кадров имеет место, а пока все держится на кадрах, образовавшихся ранее.

В общей сложности функционирование болотнинского депо на сегодняшний день обеспечивает 281 человек, из них 51 — женщины. Ежегодно награждают лучших из лучших. В этом году к награждению от управляющего предприятием представлены: слесарь Андрей Калашников, слесарь Владимир Никифоренок, бригадир Владимир Степичев, бригадир Михаил Руденко. Эти профессионалы получат благодарности и почетные грамоты за добросовестный труд и в связи с Днем железнодорожника.

Екатерина ГОРШКОВА

Раздел: Общество
Темы: , , ,