Среди работников автомобильного транспорта особое место занимают водители экстренных оперативных служб. На вахте они круглосуточно, в праздники и выходные — по графику, по призванию и служебному долгу. О рабочих буднях рассказывают профессионалы.
Вой сирены, мигающие огни сигнализации, и пробегает холодок по спине от почти животной тревоги. Знакомо? Когда проносятся мимо, стараясь опередить время, машины экстренных служб, так и тянется рука перекреститься: слава богу, не ко мне. Потому что где-то там, на вызове, случилась беда…
Туда, где ждут
Работа у представителей МЧС специфическая. Не бывает, чтобы приехали заранее. Всегда по факту. Если повезло, успевают в самые первые минуты пожара: соседи заметили дым, позвонили и сообщили. Чаще попадают в разгар событий, а то и ближе к финалу.
— Сейчас я, наверное, уже холоднее, спокойнее ко всему отношусь, — задумался на секунду Валерий Чеклецов. — Раньше, по молодости, конечно, было больше эмоций. Ведь тяжело это. Сгорело все, гибнут люди. Или на аварии: железо покореженное, заведешь инструмент для разрезания, а там человек…
Многое повидал за долгие годы, но привыкнуть к такому трудно до сих пор.
Пожарные машины не только доставляют на место подготовленных огнеборцев (за 2021 год в Болотнинском районе произошло 195 пожаров, не считая ложных вызовов). Выезжают и на ДТП, чтобы оказать помощь. За девять месяцев с начала года такое случалось 16 раз с применением гидравлического аварийно-спасательного инструмента для разблокировки пострадавших.
Счет идет на минуты
В пожарно-спасательной части №52 Валерий Михайлович работает 27-й год. Когда устраивался, прошел две комиссии — водительскую и на пожарного (пожарным отработал четыре месяца), ждал, пока вакансия освободится. А вот опыта управляться с большегрузами на тот момент уже было хоть отбавляй. Прежде трудился в «Сельхозтехнике», возил на КамАЗе зерно, кукурузу, бетон, стройматериалы. Общий вес порой доходил до 20, а то и до 22 тонн. Как махину не опрокинуть, научился на совесть.
Другое дело — пожарная техника. Здесь, помимо той же аккуратности вождения и маневренности, важна бесперебойная готовность к выезду. Малейшие простои чреваты последствиями: не прибыли на место вовремя, опоздали, и вот уже чьи-то жизни спасти не удалось. Комплектация машин всегда полная. Даже во время текущего ремонта оборудование не снимают, и на СТО машины встают с полным запасом воды на борту: а вдруг вызов! Приехать надо как можно скорее, на счету каждая минута.
— У нас все машины полноприводные, вездеходные. На кнопку нажал, воздух из резины спустил, и колеса по снегу, по песку проедут, — говорит Валерий Михайлович, — техническое состояние всегда в норме.
Только вот человеческий фактор на дорогах, увы, иногда просто удивляет, сетует профессионал. Странно, почему-то не срабатывает у людей такой, казалось бы, естественный рефлекс: мгновенно освободить проезд, не задерживать экстренную помощь тому, кто в ней сейчас так нуждается. Вот к этому действительно привыкнуть невозможно, тем более — понять.
И все-таки работа продолжается, несмотря ни на какие трудности и странности. Всего от ПСЧ-52 по району курсируют три машины. Одна закреплена за Болотным, другая — для сёл, третья — резервная (объем воды для тушения огня 5, 7 и 3 тонны соответственно). Четыре караула, на каждый по два водителя плюс двое подменных на случай отпусков.
Эти люди — связующее звено между зовом о помощи и теми, кто готов ее оказать профессионально. Одна рабочая смена у водителей длится сутки. Двадцать четыре часа полной готовности.
Помощь скорая, неотложная
Кто хотя бы раз в жизни не звонил по «03», волнуясь и паникуя от происходящего! Срочно нужна помощь! Алло, алло, вы приедете? У нас тут… И дальше рассказ, чаще всего сбивчивый. И ожидание: когда же приедут?
А в это время поступает сигнал водителю. Срочно на такой-то адрес, у человека приступ, теряет сознание, температура, давление, а то и преждевременные роды. Такое сплошь и рядом бывает, прямо в дороге на свет младенец появился. Транспортируют больного с инсультом, инфарктом, переломами, травмами и ожогами, ножевыми ранениями, отравлениями, аппендицитом — список бесконечный.
Водители скорой помощи — особые люди. Порой ни пообедать толком, ни передохнуть между вызовами. Такую нагрузку выдержит не всякий, ответственность на пределе, работа на износ. Дмитрий Чугайнов — механик и водитель, в ЦРБ десять лет, из них больше половины работает на скорой.
— Наш рабочий день проходит всегда по-разному, предсказать невозможно. Количество вызовов не считаем. В общих чертах так: с утра выехал, обратно заехал только вечером. Весь день по вызовам. Поэтому так и получается, что по телефону отвечают «машины нет», и ее действительно может долго не быть, особенно если уехала в дальнюю деревню, — рассказывает Дмитрий Сергеевич. — Какой я водитель — сам себя оценивать не могу. Одно скажу: век живи, век учись. Раньше тоже водителем работал, но не в медицине. Когда на скорую перешел, конечно, в чем-то пришлось переучиваться. Спецсигналы, внимание повышенное. Мы же понимаем, что плохо человеку, больно. К сожалению, особо нет возможности на какой-то маленькой кочке останавливаться. Естественно, стараемся помягче, максимально бережно машину вести. Но порой так приходится нестись! Лишь бы успеть…
Машины и люди
Сей час в отделении скорой помощи три машины. В том числе современный реанимобиль класса «С», который появился в июле 2020 года. Реанимобили оснащены аппаратами ИВЛ, дефибрилляторами, пульсоксиметрами, запасом кислорода.
Еще одно обновление произошло на днях: два автомобиля УАЗ, предназначенных для хозработ, а также для доставки врачей, выездных бригад к местам вакцинации и диспансеризации на отдаленных территориях района. Санитарный транспорт закупается по региональной программе «Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области на 2021-2025 годы» на средства консолидированного бюджета Новосибирской области. В рамках программы медикам НСО передано более 50 машин (вместе с ними до конца года в районы области всего поступит 86 санитарных машин).
Последнее воскресенье октября — День автомобилиста, праздник всех работников автомобильного и городского пассажирского транспорта, и водители экстренных оперативных служб не исключение. Правда, в этот день многие из них будут на линии, чтобы в трудную минуту прийти на помощь к нам, прийти быстро и неотложно.
Екатерина ГОРШКОВА. Фото Ирины Таскаевой