Отмечая 23 февраля День защитника Отечества, мы понимаем значение всех родов войск как единую силу, укрывающую нас от возможных интервенций извне. Каковы роль авиации и тонкости подготовки боевой техники, рассказал Леонид Гонтарев.
Леонид Николаевич родился 23 января 1954 года в Болотном, окончил школу №2. О любимых предметах говорит не задумываясь: математика, физика — точные науки, инженерное мышление… Физическими данными природа юношу не обидела, стоит ли удивляться вопросу военкома:
— Где собираешься учиться? В каком училище?
— Да пока ни в каком, — уклонился от конкретики девятиклассник.
— Как так?! Имея такое отличное здоровье…
— Ну, тогда в авиацию!
Интерес к ней присутствовал, ведь не случайно школьник посещал секцию авиамоделизма в Болотнинском доме пионеров. Да и красивую форму «авиаторскую» мальчишка видел, нравилась.
Сказано — сделано. Поехал в Ачинское авиационное техническое училище, что под Красноярском, от у чи лся положенные три года.
— Учились мы по МиГ-23 с изменяющейся стреловидностью крыла, а попали на МиГ-15. Переучиваться приходилось на месте, — вспоминает Леонид Николаевич.
По распределению отправили новоиспеченного специалиста в Забайкальский военный округ (станция Степь). Там работал до октября 1976 года техником самолета. Затем секретарем комитета ВЛКСМ три года — аэродром Чиндант-2 в городе Борзя, Отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения; еще год в отдельном батальоне связи и радиотехнического обеспечения ГСВГ (группировки советских войск в Германии); с 1980 по 1984 годы — помощником начальника политотдела по комсомольской работе ГСВГ авиационного полка. Еще год в Прибалтийском окру ге, в Калининграде, родном полку А.И. Покрышкина; шесть лет отслужил в Шяуляе Литовской ССР старшим инженером ремонтно-технической базы; с августа 1991-го по январь 1995 года — помощник командира по МТО в/ч 21661 города Болотное, сейчас на пенсии.
За годы военной жизни Леонид Николаевич освоил все тонкости подготовки боевых машин к полету:
— В среднем за боеготовность самолета отвечают человек 10-12. Техники, группа радиационного обеспечения, группа вооружения и так далее. Малейшие упущения, ошибка, халатность могут привести к гибели летчика и крушению, а стоимость истребителя — 10-15 миллионов долларов. Машина пришла с завода — она готова к бою. Но есть еще и обстоятельства — например, птица попала в двигатель, летчик не справился. И остается человеческий фактор. Как я заметил, бьются либо совсем неопытные, либо чересчур мастеровитые, у них чувство опасности притупляется. Я за свои годы 18 летчиков похоронил. Всё в авиации пишется кровью. Поэтому очень строгий контроль, к учебе высочайшие требования, к знаниям.
Трудно в коротком разговоре с профессионалом охватить всю палитру технических, военно-боевых нюансов. Главное, мы должны помнить тех, кто посвятил свою жизнь защите рубежей нашей страны, будь то наземные войска, морские или воздушные. Спасибо вам, защитники Отечества!