Физика простым языком
— Берем две точки опоры. И обычный лист. Если я на него просто поставлю стакан с водой, — голос Любови Кириченко, директора районного музея, звучит интригующе, — что произойдет? Правильно. Листу стакан не удержать, он просто упадёт. Это вы и без меня знаете. А теперь поговорим про рёбра жесткости. Бумажный лист складываем и…
Вуаля! Ребята заворожено следят за происходящим. Елизавета Лапутенко учится пока только в 4 классе, результат эксперимента её по-настоящему удивил.
— Два стакана с водой, на них гармошку из бумаги, и можно сверху еще стакан с водой поставить. Конечно, мне это запомнится, — делится впечатлениями участница экскурсии «Про воду, реки и моря».
Зато пословиц о воде девочка знает немало. Говорит, когда тему по «Окружающему миру» изучали, очень многое дедушка рассказывал.
«Хочу всё знать!»
Многие из приглашенных на встречу с отгадыванием пословиц справились. Вспоминая названия рек на разных континентах, блеснули кругозором.
— Я про Нил узнал еще в пятом классе, это по истории было. А физики у нас еще нет. Но в экспериментах я уже участвовал на одном празднике в Новосибирске, — говорит Артём Сечкин. — Там всякие опыты проводили с водой, с огнем.
Поэтому ассистировать ведущей в одном из испытаний мальчик вызвался без колебаний. Интересно же!
Любознательность для «технарей» естественна. Участники экскурсии — воспитанники районного Дома детства и юношества по направлениям легоконструирование и судомоделирование. Мало им школьных уроков, знания добывают повсюду.
— Всё увиденное мне уже известно, хотя опыты сегодня очень понравились. Когда бываю в Интернете, часто в рекомендациях попадаются эксперименты. Обязательно смотрю. Например, пенопласт расплавится, если его резко опустить в ацетон, — раскрывает шестиклассник Захар Фроленко один из источников своей осведомленности. — Я и раньше видел, например, что масло легче воды. Его добавляют в воду, затем соль, оно погружается и всплывает.
Если знаешь — понимаешь
Свойства окружающих человека веществ нужно знать и понимать, считают ребята.
— Это в жизни пригодится, — уверен Илья Бударный. — Например, как научиться плавать. И когда ты плывешь, что делать правильно, как вести себя, чувствовать воду. Мне папа много рассказывал об этом. И о водоемах, о берегах.
К слову, для четвероклассника сегодня первый день занятий в ДДЮ. И явно не последний, ведь теперь физические законы стали куда понятней. А значит, удастся построить корабль, который не потонет!
Проводниками в естественнонаучный мир становятся не только родители. Экскурсию сотрудники музея подготовили в рамках Года науки и технологий; следующую проведут через месяц и посвятят электричеству.
Екатерина ГОРШКОВА